Огромный список русских народных названий волчеягодника обыкновенного приводят Лавреновы в «Энциклопедии лекарственных растений»: безпятая трава, болтовник, боровой перец, бронец, великанов цвет, волчеягодник, волчий перец, волчий плющ, волчник, волчья ягода, грудная трава, детородин, дикий перец, долиха, колесница, конопель лесная, короста, куманица, лавруша, лизун, любка, отдышная трава, отмычная трава, пескарник, плакун, подрезная трава, пригриз, пупник, пуповная трава, пухляк, самоправа, свербежная трава, свербежница, сивец, синюк, синяк, табак лесной, трава, чертов корень, язычник лесной, чертов обгрызок, чертова борода, чертогрыз, ягодки, язык коровий, язычник, яловень боровой[27].
Автоним Daphne mezereum subsp. mezereum.
Единственный подвид Daphne mezereum subsp. rechingeri (Wendelbo) Halda, 2001. Базионим Daphne rechingeri Wendelbo, 1960.
Е. Г. Победимова во «Флоре СССР» (1949) высказала мнение, что под именем Daphne houtteana Lindl.[К 2] описан гибрид между Daphne laureola L. и Daphne mezereum. От волчеягодника обыкновенного этот гибрид отличается развитием цветков одновременно с листьями; листьями ланцетными, заострёнными на вершине, почти кожистыми, фиолетово-лиловой окраской цветков и маленькими вильчатыми цветоножками, остающимися после опадения плодов[26].
Волчье лыко упоминает в «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» С. Т. Аксаков, причисляя его к чернолесью вместе с «породами кустов, которые также теряют зимой свои листья»[28].
Упоминается кустарник в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и других его произведениях[29]. В книге «Лесная капель» писатель посвятил ему отдельную миниатюру:
А из-под низу сквозь этот слой выбилось на свет, на свою вольную волюшку волчье лыко и сейчас расцвело маленькими малиновыми цветочками. Стебелёк у этого самого первого весеннего цветка и вправду такой же крепкий, как лыко, и ещё крепче: волчье лыко. Без ножа оторвать цветок от земли почти невозможно, и, пожалуй, этого и не надобно делать: цветок волчьего лыка издали пахнет чудесно, как гиацинт, но стоит его поднести к носу поближе, то запахнет так худо, хуже, чем волком. Смотрю на него сейчас и дивлюсь и по нём вспоминаю некоторых знакомых людей: издали очень хороши, а подойдёшь поближе — запахнут, как волки.
— М. М. Пришвин. Волчье лыко[30]
Одноимённые лирические миниатюры посвятили волчьему лыку И. С. Соколов-Микитов:
Приходилось ли вам видеть это сказочное, ещё без листьев, маленькое деревце, сплошь покрытое цветами?
Идёшь ранней весною на глухариный ток и вдруг остановишься. У самой канавы, наполненной вешней водою, пышно цветёт крошечное деревце. Ещё не распустился лес, не все прилетели певчие птицы, прошлогодней опавшей листвою покрыта едва пробудившаяся земля. Лишь кое-где появляются подснежники. А это чудесное деревце всё в цвету!
Долго любуешься на сказочное деревце, покрытое розовато-лиловыми, как бы из воска вылепленными крохотными цветами…
— И. С. Соколов-Микитов. Волчье лыко[31]
До того ягоды хороши — сами в рот так и просятся! Но об этом даже и думать нельзя: ягоды ядовиты! У всех красных ягод — земляники, малины, брусники — красный цвет как яркий фантик на вкусной конфетке: съешьте нас! А у этих как стоп-сигнал: не пробуйте, не прикасайтесь! Мы волчьи ягоды с ядовитого волчьего лыка!
— Н. И. Сладков. Волчье лыко
Огромный список русских народных названий волчеягодника обыкновенного приводят Лавреновы в «Энциклопедии лекарственных растений»: безпятая трава, болтовник, боровой перец, бронец, великанов цвет, волчеягодник, волчий перец, волчий плющ, волчник, волчья ягода, грудная трава, детородин, дикий перец, долиха, колесница, конопель лесная, короста, куманица, лавруша, лизун, любка, отдышная трава, отмычная трава, пескарник, плакун, подрезная трава, пригриз, пупник, пуповная трава, пухляк, самоправа, свербежная трава, свербежница, сивец, синюк, синяк, табак лесной, трава, чертов корень, язычник лесной, чертов обгрызок, чертова борода, чертогрыз, ягодки, язык коровий, язычник, яловень боровой.