Panthera leo leo (Linnaeus, 1758)
Охранный статус Исчезнувший подвидБерберийский лев[1], или барбарийский лев[2] (лат. Panthera leo leo) — подвид львов. Был изначально распространён в Северной Африке и сегодня является вымершим в дикой природе. Некоторые особи, живущие в настоящее время в неволе, происходят от барбарийских львов, однако чистокровных представителей подвида среди них уже, по всей видимости, нет. В 1758 году именно барбарийские львы были использованы Карлом Линнеем для описания и классификации львов и поэтому являются сегодня номинотипичным таксоном всего вида.
Вес самцов составлял от 160 до 250 кг, в очень редких случаях до 270 кг, самок — от 100 до 170 кг, барбарийский лев, наряду с вымершим капским львом (Panthera leo melanochaitus), являлся крупнейшим современным подвидом льва. Его наиболее заметным отличием была особо густая тёмная грива, заходившая далеко за плечи и висевшая вниз на животе.
Берберийский лев в исторические времена встречался на всей территории африканского континента, расположенной к северу от Сахары. Древние римляне часто использовали его на аренах в увеселительных боях против туранского тигра, который сегодня также является вымершим. Из источников следует, что барбарийский лев приблизительно в начале XVIII века почти исчез в Северной Африке и оставался лишь в маленьком ареале на северо-западе. Распространение огнестрельного оружия и целенаправленная политика истребления были причинами того, что популяция сильно сократилась и в этом регионе. Последний живший на свободе барбарийский лев был застрелен в марокканской части Атласских гор в 1922 году. Похожая участь постигла и других крупных хищников Северной Африки. Берберийский леопард стал крайне редким, а атласский медведь полностью вымер.
Берберийский лев обитал помимо североафриканских полупустынь и степей также в лесах и Атласских горах. К его добыче относились главным образом олени, кабаны и местный подвид обыкновенных бубалов.
Изначально учёные исходили из того, что барбарийские львы вымерли и в неволе. Однако марокканские правители получали от берберов львов в подарок, когда эти животные уже становились довольно редкими. Особи, которых марокканский король Хасан II в 1970 году передал рабатскому зоопарку, являлись вероятно прямыми потомками тех львов. Морфология переданных экземпляров соответствовала историческому описанию барбарийских львов. В 1998 году жило ещё пятьдесят два льва, происходящих от львов султана, однако и они имеют примеси других видов. Одиннадцать особей, которые также могут быть потомками барбарийских львов, живут в зоопарке Аддис-Абебы. Их предки были собственностью императора Хайле Селассие I.
Ранее фенотип барбарийских львов был аргументом в пользу обоснованности их статуса как подвид. Согласно более новым исследованиям внешность этих зверей может быть следствием и внешних условий. Густая грива возможно лишь адаптация к холодной окружающей среде. У львов независимо от подвида появляется более густая грива, если они живут в достаточно холодном климате, например в европейских зоопарках. Генетические исследования в 2006 году, тем не менее, подкрепили статус барбарийских львов как отдельного подвида. Это, однако, зависит от всё ещё не до конца ясного происхождения львов Хасана II.
В разных зоопарках и цирках есть экземпляры, которые вероятно происходят от барбарийских львов, но с большой вероятностью нечистокровны. Существуют также особи, которые в результате скрещивания обладают внешними признаками барбарийских львов, однако имеют лишь частично генетический материал этого подвида.
В конце XIX века в Лондонском зоопарке жил чистокровный барбарийский лев по имени Султан.
Берберийский лев, или барбарийский лев (лат. Panthera leo leo) — подвид львов. Был изначально распространён в Северной Африке и сегодня является вымершим в дикой природе. Некоторые особи, живущие в настоящее время в неволе, происходят от барбарийских львов, однако чистокровных представителей подвида среди них уже, по всей видимости, нет. В 1758 году именно барбарийские львы были использованы Карлом Линнеем для описания и классификации львов и поэтому являются сегодня номинотипичным таксоном всего вида.