С конца февраля по начало июля, когда стоит жаркое и сухое лето, птицы кочуют по разнообразным стациям прибрежной равнины Сван (англ. Swan Coastal Plain) в промежутке между горным хребтом Дарлинг и Индийским океаном, выбирая места с наибольшим увлажнением. Их можно встретить в том числе в галерейных лесах[20], на сосновых плантациях[20], посреди зарослей кустарниковой банксии[22], в садах и парках населённых пунктов, в том числе в городской черте двухмилионного Перта[19].
Наблюдения показывают, что в период с 1970-х по 1990-е годы область распространения белохвостого траурного какаду значительно сместилась к западу и к югу[22]. Автор книги о какаду Эдвард Мулавка (Edward John Mulawka) акцентирует внимание на том, что примерно на трети своего былого ареала какаду больше не гнездится, то есть вымер[19]. С другой стороны, птица успешно освоилась в районах, где её раньше никогда не видели, в том числе в эвкалипто-коримбовых лесах Дарлинга (где преобладают деревья видов Eucalyptus marginata и Corymbia calophylla), и среди посадкок эвкалипта гвоздеголового (Eucalyptus gomphocephala) на равнине Сван. Расширяется ареал и в юго-восточном направлении — в направлении озера Кронин, озера Кинг и города Равенстроп[en][22].
В XIX и первой половине XX века, когда численность какаду была значительно выше, наблюдатели писали о больших стаях птиц, собиравшихся в кормных местах после окончания сезона размножения. Нельзя однозначно сказать, шла ли речь о белохвостых или о белоухих траурных какаду — в то время оба вида распознавались как один. К тому же, обе схожие птицы, а также траурный какаду Бэнкса, способны образовывать смешанные стаи. Высокая степень социализации характерна для обоих видов и сейчас, когда хозяйственная деятельность человека поставила их на грань исчезновения. Авторы характеризуют птицу как подвижную и общительную, склонную к стайному образу жизни. При обилии пищи какаду держатся на одном месте, пока запасы корма не иссякнут. Как и у некоторых других видов, во время кормёжки одна или две птицы стаи сидят поодаль на вершине какого-нибудь дерева, обозревая окрестности. При приближении хищника они издают истошный крик, и вся группа срывается и улетает. В гнездовой период какаду всё же обычно держатся парами либо семейными группами, для самки характерно территориальное поведение[19].
Основу питания составляют семена древесных растений семейства Протейные: банксия, гревиллея, хакея (Hakea), в меньшей степени семена эвкалипта и коримбии (Corymbia)[23]. Помимо семян, птицы также кормятся сочными плодами (в том числе шеффлеры лучелистной[24]) и цветочным нектаром (в том числе каллистемона сплетённого[25]), а также личинками насекомых, которых склёвывают с цветков и плодов[22][26]. В отличие от благополучных гологлазого и розового какаду, увеличивших свою численность за счёт развития сельского хозяйства, белохвостый не интересуется зерновыми культурами; из чужеродных для местной флоры травянистых растений он употребляет в пищу лишь плоды аистника[27] и Emex australis[en][26].
Вне сезона размножения, когда занимаемые птицей биотопы более разнообразны, она может посещать плантации сосны лучистой и сосны приморской, где добывает семена из шишек[комм 1][21][23]. Сайт австралийского министерства окружающей среды со ссылкой на работы разных авторов перечисляет другие культивируемые культуры, ставшие вторичным источником питания птиц: миндаль, яблоня, груша, хурма и др. Какаду также кормятся сочными плодами анигозантоса желтоватого (Anigozanthos flavidus), выращиваемого в декоративных целях[22]. Корм чаще всего добывает в кронах деревьев и кустарников, реже подбирает опавшие плоды с поверхности земли[комм 2]. Использует свой крепкий клюв для перемалывания плодов с твёрдой оболочкой, после чего заглатывает выпавшие наружу семена[21].
Половой зрелости достигает к концу третьего года жизни[28]. Брачные ритуалы происходят ещё до начала сезона размножения, когда какаду ведут стайный образ жизни, и на гнездовые участки птицы прибывают уже сформировавшимися парами. В июле, когда на юго-западе Австралии устанавливается прохладный и дождливый сезон, птицы покидают урбанизированные районы равнины Сван и устремляются на засушливые ландшафты к северу и востоку от неё, где сохранились островки эвкалиптового леса и заросли ксерофитных кустарников[22]. В предгнездовой период самки белохвостого какаду ведут себя агрессивно по отношению к другим птицам, в том числе и по отношению к самкам своего вида[29].
Для устройства гнезда какаду требуется дупло естественного происхождения, которое может сформироваться у дерева не раньше, чем через 120—150 лет после начала роста[22]. Брачный союз у какаду сохраняется из года в год (предположительно, в течение жизни), и птицы склонны ежегодно возвращаться на одно и то же место. Бывает, что прошлогоднее дупло уже занято другими гнездящимися птицами (тонкоклювым и розовым какаду, австралийской пеганкой, гривистой уткой и некоторыми другими видами птиц, а также пчёлами[22][30]), и партнёры вынуждены искать другую аналогичную полость поблизости. То же самое происходит, если предыдущая кладка по какой-либо причине не была успешной[19]. Наиболее благоприятное место для устройства гнезда — достаточно большое дупло мёртвого или живого дерева (чаще всего эвкалипта[комм 3]), на высоте не менее 10 м над уровнем земли. Саундерс оценивает среднюю высоту гнезда в 5,7 м над уровнем земли[31]. Климатические условия также играют большую роль: самка не откладывает яйца, пока не установится продолжительная ненастная погода с проливными дождями; в солнечную погоду начало насиживания может затянуться вплоть до конца сентября[19]. В дупле всегда присутствует выстилка из древесной трухи[21].
В кладке одно или два яйца, причём интервал между кладкой первого и второго яйца во отдельных случаях может достигать двух недель (что само по себе необычно для попугаев)[32]. Яйца кремового цвета, их размеры (44—54)×(32—41) мм; второе яйцо обычно несколько мельче первого[29]. Насиживает одна самка 28—29 дней, самец в это время снабжает её кормом[29][33]. Покрытые жёлтым пухом слепые птенцы появляются на свет асинхронно с тем же промежутком времени, что и были отложены яйца[29]. Родители, как правило, не стремятся вывести двух отпрысков: даже при благоприятных кормовых условиях второй птенец чаще всего погибает от голода в течение суток или двух после появления на свет[32]. В то же время, Мулавка пишет, что на выживаемость второго птенца оказывают влияние два фактора: интервал между кладкой первого и второго яйца (чем он выше, тем старше и сильнее первый птенец) и доступность корма (на которое, в свою очередь, оказывает уменьшение и фрагментация мест обитания)[19]. Выкармливают потомство обе птицы пары. На третьей неделе у птенцов открываются глаза, на пятой жёлтый пух полностью сменяется чёрным оперением, на десятой—одиннадцатой проявляется способность к активному полёту. Молодые ещё как минимум несколько месяцев, а зачастую и до следующего сезона размножения, держатся вместе с родителями[19]. Средняя выживаемость птенцов в первый год жизни оценивается в 0,8[32].
Колонизация Австралии европейцами драматически сказалась на благополучии вида. Начиная с середины XX века, основные места обитания какаду — ксерофитные эвкалиптовые леса и кустарниковые пустоши квонган были в значительной степени уничтожены человеком, на их месте появились поля, засеянные пшеницей и другими зерновыми культурами[22].
По оценкам Департамента парков и природных ресурсов Западной Австралии (англ. Western Australia Department of Parks and Wildlife), к 2013 году в области «пшеничного пояса» исчезло 87 % биотопов белохвостого траурного какаду, 54 % из которых приходились на гнездовые[22]. В настоящее время в этом районе остаются лишь отдельные островки природного ландшафта, где сохранились старые деревья с дуплами[34]. Слабая регенерация лесов, в том числе вследствие поедания молодых побегов домашним скотом и интродуцированными кроликами, а также отсутствие соответствующих программ, ведёт к дальнейшему уменьшению количества подходящих деревьев, что ведёт к возрастающей конкуренции за место для гнезда[35].
Региональный Департамент по охране окружающей среды (англ. Department of Environment and Conservation) в 2012 году оценил общую численность белохвостого траурного какаду в 40 тыс. особей и подчеркнул, что она имеет тенденцию к уменьшению[1]. В период с 2010 по 2015 год количество отдыхающих в традиционных местах равнины Сван птиц сократилось на 37 %, значительно уменьшилось и само количество крупных (более 150 особей) ночлежек[1].
Быстрое сокращение численности отразилось на природоохранном статусе птицы. В 1994 году в Красной книге Международного союза охраны природы белохвостому какаду был присвоен статус уязвимого (категория VU), а с 2000 года — вымирающего (категория EN) вида[1]. Международная конвенция СИТЕС поместила вид в своё Приложение II, которое значительно ограничивает их торговлю[36].
Вид охраняется и национальным законодательством Австралии: запрещены отлов и охота на птиц, равно как трансформация их гнездовых и кормовых биотопов. Начиная с 2000 года, был проведён ряд мер по восстановлению численности птиц. В частности, Департамент по охране окружающей среды занялся установлением дуплянок в разных частях ареала, в том числе в районе Кумалло-Крик (Coomallo Creek), где расположена станция наблюдения. Среди других мир спасения вида: восстановление кормовой среды обитания, усовершенствование методов содержания в неволе, генетическая дактилоскопия содержащихся в неволе птиц[1].
В настоящее время белохвостый траурный какаду практически не предлагается к свободной продаже, поскольку она запрещена и преследуется по закону. Последние данные о владении этим видом относятся к 1993 году: на тот момент примерно 400 птиц содержалось в частных австралийских коллекциях. В 1997 году цена за одну птицу достигала 3 тыс., за пару 5 тыс. австралийских долларов[19].
С 1996 года Департамент парков и природных ресурсов Западной Австралии занимается разведением какаду в питомниках с целью создания резервной популяции на случай вымирания вида в дикой природе. Сотрудники учреждения изымают вторые яйца у гнездящихся птиц и подвергают их искусственной инкубации. Аналогично в питомник отправляются птенцы и раненые птицы. Какаду содержатся в зоопарках Перта[en], Сиднея и Аделаиды[en], а также в аналогичных учреждениях за рубежом[19].
С конца февраля по начало июля, когда стоит жаркое и сухое лето, птицы кочуют по разнообразным стациям прибрежной равнины Сван (англ. Swan Coastal Plain) в промежутке между горным хребтом Дарлинг и Индийским океаном, выбирая места с наибольшим увлажнением. Их можно встретить в том числе в галерейных лесах, на сосновых плантациях, посреди зарослей кустарниковой банксии, в садах и парках населённых пунктов, в том числе в городской черте двухмилионного Перта.
Наблюдения показывают, что в период с 1970-х по 1990-е годы область распространения белохвостого траурного какаду значительно сместилась к западу и к югу. Автор книги о какаду Эдвард Мулавка (Edward John Mulawka) акцентирует внимание на том, что примерно на трети своего былого ареала какаду больше не гнездится, то есть вымер. С другой стороны, птица успешно освоилась в районах, где её раньше никогда не видели, в том числе в эвкалипто-коримбовых лесах Дарлинга (где преобладают деревья видов Eucalyptus marginata и Corymbia calophylla), и среди посадкок эвкалипта гвоздеголового (Eucalyptus gomphocephala) на равнине Сван. Расширяется ареал и в юго-восточном направлении — в направлении озера Кронин, озера Кинг и города Равенстроп[en].